?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня в мире очень популярна так называемая "ленивая" интерпретация адвайты, которую можно назвать нео-адвайтой. Как говорит один из современных учителей: "Ты можешь назвать мое учение мягким или ленивым путем. Основной принцип в том, что события просто случаются."

Суть этого "ленивого" учения:
Личность нереальна, поэтому у нее нет свободы воли. Все предопределено. Нет индивидуального деятеля, нет личного действия. Никто ничего не делает, все просто случается. Результат не зависит от наших усилий. Мы можем всю жизнь добиваться чего-либо и так и не добиться, и наоборот, получить что-то случайно, не добиваясь и не прикладывая никаких усилий.

Отсюда делается несколько выводов:
1) Для реализации/освобождения/просветления не нужно прикладывать никаких усилий. Если это предопределено определенному механизму тела-ума, это с ним все равно случится, а если нет - бесполезно стараться, все равно ничего не получится.
2) Поскольку просветление может произойти в любой момент с любым человеком, у такого просветленного будут сохранятся все привычки и реакции, характерные для него до просветления. Он может оставаться раздражительным, гневным, злобным, сладострастным, жадным и т.п., поскольку все это - свойства конкретного механизма тела-ума. Смысл просветления в исчезновении ощущения личного действия и личной вовлеченности. Злится или раздражается не кто-то, не личность. Действие, злость, раздражение и т.п. просто происходят, случаются, проявляются через определенный механизм тела-ума.

Такое учение с радостью принимается многими людьми, поскольку оно отрицает необходимость каких-либо усилий и позволяет любому человеку считать себя просветленным.

Ошибка этого учения состоит в смешивании двух основных положений адвайты - об относительной и абсолютной истине.

Действительно, адвайта утверждает, что в реальности нет никакой независимой личности, обладающей свободой воли. Реально существует только одно единственное Сознание, Абсолют или Брахман, все остальное - иллюзия или майя.

Однако это утверждение верно только на уровне самого этого Брахмана или абсолютной истины, но неверно на уровне относительной истины - нашего обычного сознания, находящегося под властью майи. На уровне относительной истины, нашего обычного повседневного опыта, мир состоит из отдельных независимых личностей, обладающих свободой воли. Смешивать эти две истины - все равно что смешивать сон и явь, змею и веревку, мираж и пустыню.

Так явь, окружающий нас мир, реален только для бодрствующего и недоступен для спящего. Представим, что спящему принцу снится, что он - нищий. И вот во сне кто-то говорит ему, что он не нищий, а принц. Он, конечно, может поверить в это, но реально вернуться в состояние принца, "стать" настоящим принцем он может только проснувшись. Пока он находится в состоянии сна с ним может произойти, и он может увидеть все, что угодно.

Мало сказать человеку - ты не Иванов, ты - Брахман, Абсолют, Сознание. Иванов - это только иллюзия. Пока человек на самом деле не проснулся от сна майи, не уничтожил свое неведение, это для него будут только слова, а жить он будет продолжать по законам относительной истины.

Однако нео-адвайта смешивает абсолютную и относительную истину, говоря человеку (уровень относительной истины) - "тебя, как личности, не существует, у тебя нет никакой свободы действий, все предопределено" (уровень абсолютной истины).

Это подобно тому как сказать Иванову - ты на самом деле не Иванов, ты Петров, просто всю жизь играл роль Иванова. Одно это не поможет Иванову перестать ощущать себя Ивановым, не поможет человеку перестать считать себя отдельной личностью, обладающей свободой воли.

Если бы все было так, как утверждает нео-адвайта, то есть если бы и на уровне относительной истины, в нашей обычной повседневной жизни, все было бы предопределено, тогда у людей не было бы никакой эмоциональной оценки действий друг друга. Никто бы ни на кого не обижался, не злился, не раздражался, как никто не обижается на неодушевленные предметы, которые не имеют свободы воли и не принимают решений как им поступать. Если кто-то бросил в тебя камень, ты ведь сердишься не на камень, а на того, кто его бросил. Если же и тот, кто бросил камень, не сам принял это решение, если его рукой водил кто-то другой, ты не будешь сердиться и на бросившего камень. Таким образом, если бы в нашем мире все было предопределено, никто ни к кому не испытывал бы никаких негативных эмоций. Мужья не сердились бы на жен, начальники - на подчиненных, родители - на детей. Суды не судили бы преступников, как сейчас они не судят орудия преступлений, и т.д.

Однако мир относительной истины характеризуется именно наличием отдельных независимых личностей, обладающих свободой воли, иначе он просто не мог бы функционировать.

А раз мы признаем на этом уровне наличие личности, обладающей свободой воли, отсюда вытекает и возможность сознательного изменения, развития, совершенствования этой личности путем приложения личных усилий.

Об этом и говорит Йога-васиштха: "Все здесь, в этой самсаре (то есть на уровне относительной истины), о лучший из Рагху, достигается человеком его собственными усилиями, правильно приложенными."
(http://divyachaitanya.livejournal.com/7015.html)

Отсюда также вытекает и неслучайность просветления, которое происходит именно в результате приложения личных усилий, а не случайно и непредсказуемо, по какому-то высшему предопределению.

Отсюда следует и невозможность просветления, пока сохраняются такие грубые омрачения, как гнев, ненависть, злоба и т.д. ибо они свидетельствуют именно о том, что человек продолжает оставаться на уровне относительной истины, еще не избавился от эгоизма и представления о себе как об отдельной независимой личности.

В чем же разница между методом адвайты и нео-адвайты?

Адвайта говорит человеку - сейчас ты находищься на уровне относительной истины, ты уверен в том, что ты - отдельная независимая личность и обладаешь свободой воли. Однако ты заблуждаешься. Абсолютная истина заключается в том, что нет никакой отдельной личности, а есть только единое Сознание. Чтобы избавиться от твоего заблуждения ты должен прикладывать усилия и выполнять определенные практики для очищения своего сознания. Постепенно ты сможешь полностью избавиться от неведения и реализовать свое истинное естественное состояние - состояние абсолютной истины.

Нео-адвайта говорит - тебя, как независимой личности, не существует, есть только механизм тела-ума, не обладающий никакой свободой воли. Все заранее предопределено, поэтому бесполезно прикладывать усилия. Если этому механизму тела-ума предопределено впасть в состояние реализации, он в него и так впадет, если нет - ничего невозожно изменить. Реализация может произойти в любой момент, независимо от твоих усилий, она будет заключаться в исчезновении чувства "я-деятель", все остальные реакции механизма тела-ума останутся без изменений.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
2b_neman
Aug. 17th, 2009 06:35 am (UTC)
я вот думаю... тут как бы обозначено противоречие (особо в последних двух абзацах), но... используя вашу терминологию:
с т.з. абсолютной истины появление нео-адвайты и ее адептов, т.е. тех, кто придерживается "ленивого" пути предопределено. Т.е. случилось в результате предшествующих причин и не могло не случится.

И кроме того...
Говорят Будда дал двум страждущим совеершенно разные ответы на один и тот же вопрос. Так и тут:
посыл, который несет в себе каждый из последних абзацев может сослужить "пользу" и приблизить человека к реализации, но также может принести "вред" - притормозив его развитие.
Все будет зависеть не от слов и постулатов, а от того, как человек их воспринимает и от того какой путь он прошел к этому моменту (впрочем восприятие и есть следствие этого пути). И тому и другому достаточно примеров.

Так что сама по себе неоадвайта не более вредна чем любая другая концепция. Это лишь слова....
sergey_108
Aug. 17th, 2009 07:18 pm (UTC)
C т.з. абсолютной истины нет ни нео-адвайты, ни ее адептов, ни появления, ни уничтожения, ни свободы воли, ни предопределения. Есть только единое, неизменное, неописуемое То или Брахман за пределами всех слов, определений и концепций.

Однако все, о чем мы можем сказать или подумать - это только концепции, иллюзия, а не Реальность, в том числе и абсолютная истина, и Брахман, и адвайта, и нео-адвайта. И с точки зрения нашего обычного мира, относительной истины, одни концепции лучше, а другие - хуже, одни ведут к миру и спокойствию, другие - нет.

Фашизм - это тоже только концепция, только слова, однако на уровне относительной истины, где мы все существуем, эта концепция причинила много страданий.

Все индийские учения очень практичны, их цель - избавить практикующего эти учения от страданий. В этом смысле нео-адвайта менее эффективна чем классическая адвайта - вот все, что я хотел сказать.
2b_neman
Aug. 18th, 2009 07:38 pm (UTC)
да, я это понял.

я лишь хотел сказать что разным людям в разное время нужны разные "лекарства".
С фашизмом привести пример мне будет сложновато... возможно не проявилось еще всего...

но вот пример с колонизацией индии англичанами очень красноречив. Не будь англичан может и не было бы сейчас той индии, что есть...
да, пример достаточно груб, приблизителен, моделен.

Ленность неоадвайты.... ну это примерно так как что человеку посадившему зерно нужна определенная ленность чтобы не пытаться силой вытянуть росток из земли, также как и ускорить вылупление птенца или рождение ребенка.

В какой то момент какому то человеку именна такая ленность будет очень даже необходима... Возможно в этот момент практикующий будет страдать значительно больше чем если не проявит необходимую ленность.

Также верно и то, что проявивший лишь ленность будет вечно смотреть на зерно на своей ладони...

Впорочем все происходит так как неизбежно и необходимо. И эта ваша статья вероятно сдвинет тех, кого следует сдвинуть куда следует. А если сдвинет не тех кого следует или не туда - значит им так нужно было сейчас :))
sergey_108
Aug. 18th, 2009 09:22 pm (UTC)
Полностью согласен, что разным людям нужны разные лекарства, но нео-адвайта как раз не предлагает вообще никакого лекарства.

Она просто говорит больному: "Чтобы выздороветь тебе ничего не нужно делать, выздоровление не зависит от твоих усилий." Больной верит этому и, в итоге, остается больным.

Большинству больных все-таки нужно лекарство.
leni2263
Aug. 20th, 2009 07:59 pm (UTC)
вот вы говорите-Если этому механизму тела-ума предопределено впасть в состояние реализации.. но это событие безличностно, нет просветленных людей, так же как нет просветленных механизмов тела-ума. Мы можем приложить ровно те усилия, которые в нас заложены- и в этом смысле предопределенность есть.
sergey_108
Aug. 20th, 2009 10:47 pm (UTC)
Это говорю не я, а нео-адвайта. В этом и состоит противоречие - обращаться к личности, утверждая что никакой личности нет. Это все равно что обращаться к спящему, утверждая что он не спит, или к больному, утверждая что он здоров.

Что касается усилий, не очень понятно как они могут быть в нас заложены, если мы их еще не прикладывали, и как посчитать сколько мы можем их приложить?

Может быть вы говорите о естественных ограничениях человека, например, что он не может поднять тонну железа? Но это не назовешь предопределением. Если же человек сегодня может поднять 50кг, через месяц тренировок - 100кг, через месяц отдыха - 70кг, то как посчитать, сколько в него было заложено усилий изначально?

leni2263
Aug. 22nd, 2009 08:16 pm (UTC)
это говорите именно вы, иначе нужно назвать источник-кто тот современный учитель нео-адвайты, на слова которого вы ссылаетесь?
что касается приложения усилий-согласна, слово не совсем удачное, лучше сказать заложенные характеристики-если в меня не заложены способности к бегу, то как не тренируйся чемпионом мира я не буду, ну в крайнем случае буду призером школьных соревнований и в этом смысле предопределенность есть.
sergey_108
Aug. 22nd, 2009 08:26 pm (UTC)
"Нео-адвайта говорит - тебя, как независимой личности, не существует, есть только механизм тела-ума, не обладающий никакой свободой воли. Все заранее предопределено, поэтому бесполезно прикладывать усилия. Если этому механизму тела-ума предопределено впасть в состояние реализации, он в него и так впадет, если нет - ничего невозожно изменить. Реализация может произойти в любой момент, независимо от твоих усилий, она будет заключаться в исчезновении чувства "я-деятель", все остальные реакции механизма тела-ума останутся без изменений."

Цитаты:

"Обычный персонаж, вовлеченный во все эти обычные дела человеческой жизни, возможно, начинает интересоваться религией или саморазвитием. Это может быть вовлечением в «духовную» жизнь или даже интерес к недвойственному учению Адвайты.

Это последовательное развитие не является необходимым для появления ясности. Она может появиться в любое время в любом персонаже. Ни одна из различных частей или кажущихся стадий развития в игре жизни не обладает способностью произвести ясность.

Ясность возникает спонтанно по своим собственным резонам. Сознание начинает осознавать себя в игре и как игру жизни. Адвайтовское знание имеет не больше особой способности для создания условий для появления ясности, чем любая другая часть игры.

Ясность может случиться в любом человеке в любое время без каких-либо духовных «квалификаций». Сознание в форме человека сидящего в позе лотоса, визуализирующего пурпурный свет в своих гениталиях, вдыхающего вселенную в солнечное сплетение, распевающего «ом» и поднимающего кундалини по позвоночнику в чакру тысячелепесткового лотоса, имеет не больше шансов на воссоединение чем наркоман в гетто. Сознание уже совершенно присутствует в каждом случае, так что никакое воссоединение не является необходимым или возможным."

Натан Джилл
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - highkir - May. 12th, 2010 08:54 pm (UTC) - Expand
sergey_108
Aug. 22nd, 2009 08:31 pm (UTC)
"В.: Люди, которые пришли к Рамане или другим мистикам, пережили эту Недвижимость. Они попробовали ее на вкус. И хотели, чтобы этот вкус был с ними всегда. Они садились рядом и медитировали. Я просто не верю, что это неважно, прилагаешь ты усилия или нет. Ты это так представляешь, словно ничего нельзя сделать ни для способствования, ни препятствования этому. Однажды это внезапно нападает.

К.: Нет, это ни на кого не нападает. Эта Недвижимость, эта основополагающая Осознанность ничем не обусловлена. Все, что происходит во времени, не может оказать на нее воздействие. И случится ли это, когда и как, абсолютно не зависит от того, что происходит во временной плоскости. Поэтому любой поступок, любое действие, любое понимание или не-понимание бесполезно. Это не имеет никакого значения для этого маленького «ага!»: для осознавания Абсолюта."

Карл Ренц
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:55 pm (UTC) - Expand
sergey_108
Aug. 22nd, 2009 08:34 pm (UTC)
"Видишь ли, я подчеркиваю, что — я не знаю, как бы ты это ни назвал; я не люблю использовать слова «просветление», «свобода», «мокша» или «освобождение»; все эти веские слова имеют свой собственный подтекст — этого нельзя вызвать никакими усилиями с твоей стороны; это просто случается. И почему это случается с одним человеком, а не с другим, я не знаю.

Вопрошающий: Итак, это случилось с вами?

У. Г.: Это случилось со мной.

В: Когда, сэр?

У. Г.: Когда мне было сорок девять. Но что бы ты ни делал, чтобы приблизиться к тому, чего ты ищешь, это стремление или поиск истины или реальности уводит тебя от твоего собственного естественного состояния, в котором ты всегда находишься. Это не является чем-то таким, чего ты можешь добиться, обрести или достичь в результате твоих усилий, — вот почему я использую слово «беспричинный». У этого нет причины, но каким-то образом поиск прекращается.

В: Вы полагаете, сэр, что это не есть результат поиска? Я спрашиваю, потому что слышал, что вы изучали философию, были связаны с религиозными людьми...

У. Г.: Понимаешь, поиск уводит тебя от себя — у него обратное направление — он не имеет никакого отношения к этому.

В: Это случилось вопреки, а не благодаря ему?

У. Г.: Вопреки — да, именно так. Все, что ты делаешь, не позволяет тому, что уже есть, выразить себя. Вот почему я называю это «твоим естественным состоянием». Ты всегда находишься в этом состоянии. Поиск мешает выразиться по-своему тому, что есть. Поиск всегда имеет неверное направление, так что все, что ты считаешь очень глубоким, все, что ты считаешь священным, представляет собой загрязнение в этом сознании. Вряд ли тебе понравится (смеется) слово «загрязнение», но все, что ты считаешь священным, святым и глубоким, — это загрязнение.
Итак, ты ничего не можешь сделать. Это не в твоих руках. Я не хочу использовать слово «милость», потому что если говоришь «милость», тогда чья милость? Ты не специально избранный индивид; ты получаешь это, не знаю почему."

У.Г.Кришнамурти
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leni2263 - Aug. 22nd, 2009 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_108 - Aug. 22nd, 2009 09:49 pm (UTC) - Expand
babylonoff
Oct. 15th, 2009 10:28 am (UTC)
Важна не цель, а процесс достижения. Важно не то, что ты будешь делать, а усилие, которое ты прилагаешь. И важно быть стойким в своем усилии до конца, то есть вынести все неприятности, все трудности, все боли и пройти к своей цели.
№20
babylonoff
Oct. 15th, 2009 11:07 am (UTC)
То, что Вы описываете как "нео-Адвайта", скорее постижение, которое приходит при практике Адвайты. Хотя может быть и обратное (т.е., через "нео-Адвайту" можно прийти к принятию Адвайты также). Просто концепции Адвайты и "нео-Адвайты" предполагают различные методы постижения, различные практики.. В процессе приложения усилий.. либо спонтанно, приходит постижение того, что вы описываете, как "Адвайта" и "нео-Адвайта". А противоречий здесь попросту нет. Их нет вовсе :) Они - лишь уловки для постижения Недвойственности..

Всё есть Один
Один есть Ничто
Ничто есть Всё
orfis_sakarna
May. 18th, 2010 06:13 am (UTC)
"Я -деятель" - просто чувство. Оно присутствует в состоянии бодрствования физического тела. Оно никуда не исчезает. Оно присуствует в реализации как чувство, и только. Оно не может никого обмануть.
Собственно, попытки избавиться от "деятеля" только укрепляют его.
Кто пытается-то?:)))))))
Это тоже будет "деланием", просто с другими декорациями.
Ты уже то, и оно уже реализовано как Всё, как сама неизбежность.
Реализация вечна и бесконечна, но пока ты пытаешься реализовать это с точки зрения "личного" персонжа, маленького бедняжки-нищеброда, как-то контролировать Сознание...Это просто смешно.
Ты ещё Солнце поконтроллируй!:)

Даже савикальпа-и нирбикальпа-самадхи не зависят от того, сколько ты усилий прикладываешь. Они случаются одинаково как через тех,кто что-то делает, так и через тех, кто плюёт в потолок. и большинство сиддх, вроде телепатии, левитации. ясновидения, - проявляются сами по себе.
Тело и его действия не имеют никакого значения - это всё равно что муравей в океане.
Тело и несуществующее "эго" не может этого достичь.
Но то, что Есть тело, то, что Есть - сама недостижимость, это запредельно субъективности и объективности.

Но да, иногда тело испытывает зависть к телам, у которых, по его представлениям, "больше", чем у него и переживается жадность.
Это та же старая игра: "У кого реализация глубже,чаще и блаженнее?"

Лень - это концепция. Одни муравьи в океане до исчезновения тушки шевелят ножками, а другие не шевелят. И очень круто считается -быть тем, кто всё время шевелится.

Но на самом деле, даже такая лень недостаточна. Ты никогда не будешь достаточно ленивым,чтобы познать себя:)
Полная отключка просто происходит.

А если кто-то дает гарантии того,что это будет и затем придумывает кучи условий, то это бизнесс.
На самом деле,это никто не может знать заранее.
То.что ты Есть - это не то,что когда -то случается, открывается, "вспоминается", "узнается" - а То,что не узнает, не открывает, не вспоминает и ни в чём не нуждается, и присутствует во всей полноте во всех состояниях сознания, с физическим телом, до физического тела и после него.
by_a_skorpion
Nov. 10th, 2011 05:23 pm (UTC)
Этот т.н. "спор" длится уже давно. Есть очень правильная и прозрачная книга Майкла Момота "Адвайта-Веданта для 21 века", с очень адекватными рассуждениями и сравнениями. От себя добавлю,что возникновение нео-адвайты связано с тем,что для множества людей джняна воспринимается и остается исключительно на уровне слов (т.е. как раз,как относительное знание)...
quest4sanity
Jun. 6th, 2013 08:59 am (UTC)
Методы Неоадвайты, возведенные в ранг концепции - это полная противоположность сути Неоадвайты. Иначе говоря: "Бред!" Неоадвайта не имеет вообще ничего общего с относительной реальностью. И если какой-то человек воспринимает ее иначе - то это его проблемы (в относительной реальности, в коей он и пребывает). И поэтому данная статья - всего лишь выражает заблуждения автора.
( 39 comments — Leave a comment )